Кто проводит проверки
Контрольные функции в сфере труда возложены на Гоструда, а реализуют их должностные лица Гоструда и его территориальных органов — инспекторы труда.
С 01.01.2017 право проводить проверки в сфере труда и занятости, накладывать штрафы за нарушения, составлять протоколы об административных правонарушениях делегированы и органам местного самоуправления (ОМС). Это предусмотрено — статьями 17, 18, 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) и пунктом 2 части 1 статьи 255 КоАП.
Контрольные полномочия в сфере труда получили исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин. ОМС могут проверять всех работодателей — как юридических лиц всех форм собственности, так и ФЛП.
Внимание: в фокусе контроля — своевременная и полная оплата труда, соблюдение минимальных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений
Должностным лицам ОМС, в обязанностях которых предусмотрены контрольные полномочия в сфере труда, Гоструда выдает служебное удостоверение инспектора труда. Должностные лица, уполномоченные исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов проводить проверки в сфере труда, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-4 статьи 41 КоАП, с 01.01.2017 (п. 2 ч. 1 ст. 255 КоАП).
Гоструда обязано осуществлять надзор за тем, как ОМС выполняют делегированные полномочия. Порядок надзора утвержден постановлением КМУ от 21.08.2019 № 823.
Формы контроля
Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением КМУ от 21.08.2019 № 823 (далее — Порядок № 823, Постановление № 823).
Форма контроля — инспекционный визит (п. 2 Порядка № 823).
К 16.05.2017 периодичность проверок базировалась на условиях риска. Сейчас плановых проверок в сфере труда нет.
Основания для инспекционного визита
Основания для инспекционного посещения определенны пунктом 5 Порядка № 823.
ГНС, Госстат, ПФУ ежемесячно анализируют информацию из государственных реестров и сообщают Гоструда о вероятных нарушениях. В зону риска и контроля попадают работодатели, использующие труд физических лиц на условиях гражданско-правовых договоров (ГПД), перезаключают их в течение года. Если на предприятии более 30% человек работают по ГПД, ждите инспекцию.
Как проходит инспекционный визит
➤➤➤ Как проходит инспекционный визит шаг за шагом
Недопуск или препятствование проверке
За недопущение проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении предусмотрена ответственность работодателя в 3-кратном размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (МЗП) (абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Однако, если цель проверки — выявить неоформленных работников, препятствия в ее проведении обусловливают ответственность в 100-кратном размере МЗП (абз. 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).
Препятствование контрольном мероприятия по труду влечет за собой и административную ответственность должностных лиц в виде штрафа от 50 до 100 НМДГ (ст. 188-6 КоАП).
Препятствиями в деятельности инспектора труда в контексте Порядка № 823 являются:
- отказ допустить проведение визита;
- непредоставление по письменному требованию инспектора труда информации, необходимой для проведения инспекционного визита;
- препятствие в реализации других прав, предусмотренных пунктом 10 Порядка № 823. Например, недопуск в помещение, где используют наемный труд, препятствование видеофиксации инспектирования, непредоставление рабочего места для конфиденциальных бесед с работниками.
Основание — пункт 14 Порядка № 823.
Если работодатель создает препятствия в деятельности инспектора труда, последний составляет акт о невозможности проведения инспекционного визита. Причины, которые сделали невозможным инспекции, указывают в акте. По возможности акт подписывают руководитель объекта посещения или уполномоченное им лицо (п. 14 Порядка № 823).
Копию акта пришлют работодателю.
Оформление результатов проверки
По результатам инспекционного посещения инспектор труда составит акт, а если обнаружит нарушения законодательства о труде - предписание об их устранении (п. 19 Порядка № 823) и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде.
Рассмотрим на примере оформления результатов инспекционного посещения.
Акт о результатах инспекционного посещения
В последний день инспекционного визита инспектор труда составляет и подписывает акт в двух экземплярах. Один из них останется у работодателя (п. 17 Порядка № 823).
Инспектор труда привлекает к акту все материалы, зафиксированные на фото-, видео- или аудиотехнику во время визита, делает об этом отметку в акте. Материалы в электронном виде инспектор труда добавляет на дисках, проставив на них номер акта (п. 19 Порядка № 823). Оба экземпляра акта подает на подпись руководителю или уполномоченному им лицу (п. 17 Порядка № 823).
Предписание об устранении нарушений
Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки в письменном требовании инспектора труда об устранении работодателем нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения (п. 20 Порядка № 823).
Инспектор труда вносит предписание не позднее следующего рабочего дня после подписания акта или отказа от подписания, а если есть замечания — на следующий день после их рассмотрения. Он составляет и подписывает предписание в двух экземплярах, предоставляет их на подпись руководителю объекта посещения или уполномоченному им лицу. Один экземпляр предписания оставят работодателю (п. 21 Порядка № 823).
В предписании инспектор труда указывает срок для устранения нарушений. Когда истечет указанный в предписании срок, инспектор труда проверит, как работодатель выполнил предписание. Если работодатель не доложил об устранении нарушений или объем ответа недостаточен для подтверждения того, что нарушения устранены, инспектор труда снова проверит работодателя. Цель инспекции в данном случае — состояние выполнения предписания (п. 22 Порядка № 823). Основание для инспектирования — подпункт 8 пункта 5 Порядка № 823. Невыполнение предписания — основание для штрафных санкций для предприятия.
Работодатель может обжаловать предписание.
Ответственность по результатам проверок
За нарушения в сфере труда отвечают и работодатель — юрлицо или ФЛП (ст. 265 КЗоТ), и должностное лицо, виновное в нарушении (ст. 41 КоАП). За грубые нарушения в сфере труда предусмотрена уголовная ответственность (ст. 172 Уголовного кодекса Украины).
Если в акте инспекции зафиксированы нарушения, инспектор труда рассмотрит возражения работодателя, проанализирует материалы инспектирования, вынесет предписание и примет меры к привлечению виновного в допущенном нарушении должностного лица к ответственности — передаст протокол об административном правонарушении в суд или материалы в Нацполицию (ст. 41 КоАП, ст. 172 Уголовного кодекса Украины, п. 24 Порядка № 823).
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"