Адаптация иностранного сотрудника в украинской компании
В какую бы страну человек не иммигрировал, неважно — в связи с новой работой или сменой места жительства, мысленно он остается в своем мире и на своей родине. Но задача экспата — социализироваться в новой среде. Иначе неизбежны дискомфорт, потеря уверенности в себе и своих возможностях. Безусловно, служба, отвечающая за управление персоналом, должна уделить особое внимание адаптации сотрудника-иностранца, без адаптационной поддержки об успешной работе экспата вряд ли может идти речь.
Процесс интегрирования в социум другой страны достаточно нелегок для иностранца, который только начинает осознавать, где он находится и кто его окружает. Если культурные различия между новой страной и родиной экспата велики, нередко имеет место культурный шок, а в ряде случаев — и полная дезинтеграция.
Прекрасно, если рядом с экспатом хотя бы в первое время будет находиться человек, владеющий родным для иностранного сотрудника языком. Ведь когда человек слышит родную речь, расположение к говорящему приходит на подсознательном уровне.
Постепенно экспат более уверенно чувствует себя в чужой среде и другом культурном пространстве. Иногда достаточно сложным является отказ от «тяжелых» стереотипов, которые буквально преследуют иностранцев в отношении населения страны пребывания.
Для компании, приглашающей на работу сотрудника-иностранца, ключевым моментом является грамотный подход к планированию поддержки экспата на каждом из этапов иммиграции. Залог успеха — в постепенной адаптации человека к абсолютно другой культуре и менталитету.
Практический опыт нашей компании позволил выделить несколько ключевых моментов, в которых иностранному работнику необходимы содействие и помощь.
Иммиграционная поддержка
Безусловно, все начинается с оформления разрешения на использование труда иностранца (напомним, что согласно статье 42 Закону Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI предприятия имеют право на использование труда иностранцев на территории Украины на основании разрешения, которое выдается территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции). Следующие шаги — оформление визы, помощь с переездом и обустройством, оформление временного вида на жительство.
Знакомство со страной пребывания
Если иностранный работник приезжает в нашу страну впервые, то в один из первых дней пребывания в Украине нужно помочь ему познакомиться со страной, в которой предстоит жить и работать, предоставить информацию о культурных и национальных особенностях.
Рекомендуем организовывать для иностранного работника ориентационный тур по городу, включающий знакомство с центром и основными городскими районами. Ориентационный тур может быть как пешеходным, так и автомобильным.
Переезд
Переезд — это этап осознанного выбора места релокации. Он начинается с изучения пожеланий иностранного работника, определения бюджета на аренду жилья.
Исходя из запросов иностранца и оговоренного бюджета, служба персонала подыскивает подходящее жилье в выбранном районе. Задача эйчаров — выбрать наиболее подходящие варианты из большого количества возможных.
Безусловно, в зависимости от организационной структуры компании и распределения функций между подразделениями задача по поиску подходящих вариантов может быть делегирована, например, офис-организатору, менеджеру по административной деятельности.
Варианты выбираем мы, но окончательное слово остается за иностранным работником.
Если на этапе подбора жилья иностранный работник еще не приехал в Украину, можно отправить ему фотографии с вариантами квартир. Но, памятуя, что «мой дом — моя крепость», а жить в этом доме иностранцу как минимум год (таков строк действия разрешения на использование труда, который при необходимости может быть продлен), безусловно, лучше предоставить человеку возможность выбора «вживую».
Что важно? Грамотно составить расписание просмотров жилья с учетом загруженности иностранца по работе и других адаптационных мероприятий. Наша цель — оптимизация времени и соблюдение логической последовательности.
Не менее важен и такой психологический момент, как поддержка человека во время выбора жилья и в период принятия решения. Выбор жилья — достаточно сложный и многоэтапный процесс, при котором взвешивание всех «за» и «против» занимает немало времени.
Договор аренды и обустройство на новом месте
Следующий шаг — договор аренды. Поскольку подписание договора гарантирует сторонам определенные права и обязательства, необходимо оговорить в документе не только главные пункты, но и спорные моменты, которые могут возникнуть, например, условия досрочного расторжения договора.
Где еще необходима помощь? Во время приема-передачи имущества. Если иностранный работник приехал из страны, не близкой нам в плане социальной организации, многие привычные нам вещи могут вызвать у него затруднение. Например, оплата коммунальных платежей. Конечно, здесь, да и в других вопросах, связанных с проживанием в квартире, непременно понадобится помощь тех, кто обеспечивает адаптационную программу иностранного специалиста.
Будьте готовы к тому, что вопросы у экспата могут возникнуть в любое время дня и не только в будний день, но и в выходной. Позаботьтесь о том, чтобы у нового сотрудника были под рукой контакты сотрудников службы персонала, а сами сотрудники службы были готовы оказать оперативную помощь, в частности, консультационную.
Знакомство с инфраструктурой города и районом проживания
Человеку, переехавшему в новую среду, достаточно тяжело свыкнуться с новым домом, не говоря уже об обустройстве этого дома. Для продуктивной работы необходим полноценный отдых. Мы понимаем, как важно иметь здорового сотрудника, который на работе будет заниматься своими непосредственными обязанностями, не думая о бытовых проблемах. А иностранному гражданину гораздо сложнее налаживать быт в чужой стране. Уменьшить дискомфорт можно, оказав на этом этапе максимальную помощь. Один из оптимальных вариантов — предоставить экспату общую информацию о повседневной жизни. Отличное решение — это информационный пакет.
Информационный пакет должен содержать в себе полезную информацию о различных аспектах повседневной жизни. Налаживание быта напоминает цепочку, каждое звено которой переплетается с предыдущим.
Советуем детализировать описание простых шагов. Возможно, они покажутся в какой-то степени примитивными, но на самом деле весьма важны.
Что стоит включить в информационный пакет?
1. Информация о ближайшей инфраструктуре места проживания, в том числе краткое описание супермаркетов, парков, фитнес-клубов и т. д.
2. Информация о городском транспорте, такси. Полезно заранее определить максимально удобный маршрут от дома до офиса.
3. Информация о прокате или аренде автомобиля (описание процедуры, список необходимых документов).
Возможно, при заключении договора аренды или проката автомобиля также понадобится ваше консультационное сопровождение
4. Информация о культурных (театры, кино, галереи) и развлекательных центрах, ресторанах, кафе. Исходя из увлечений нового сотрудника может понадобиться помощь в подборе танцевальной студии или места для спортивных занятий, клубов по интересам, центров творчества и развития.
5. Школы, детские сады.
Довольно часто иностранные сотрудники приезжают вместе с семьями, а значит, может возникнуть необходимость подбора школы или детского сада.
Задача — найти наиболее подходящее образовательное заведение для ребенка. Как правило, это школы, в которых преподают на иностранном языке.
В информационный пакет целесообразно включить максимально полную информацию о школе (детском саде), условиях поступления.
6. Банковское обслуживание (общее ознакомление с банковской системой и особенностями обслуживания иностранных граждан в банковских учреждениях). Список пунктов обмена валют в районе проживания и вблизи офиса.
Какую еще помощь может оказать служба персонала в рамках программы адаптации иностранного работника?
Ознакомление с системой медицинского обслуживания (разъяснить, где и как можно получить неотложную помощь, как вызвать «Скорую», при необходимости — помочь в оформлении медицинской страховки).
Подбор оператора мобильной связи, интернет-провайдера для подключения к домашнему интернету (если арендованное жилье не подключено к интернету).
Помощь в открытии банковского счета и оформление кредитных/депозитных карточек (при необходимости).
Помощь при оформлении страховки (детализированное описание страховки, рекомендации по выбору страховых агентов, компаний).
Подбор домашнего персонала (няня, водитель, домработница). Возможно, возникнет необходимость в проведении предварительных собеседований и отборе наиболее подходящих кандидатов.
Вместо послесловия
Безусловно, в адаптации иностранного специалиста очень важна профессиональная помощь. Обеспечить полноценную программу адаптации работника-иностранца можно силами компании, пригласившей его на работу, а можно обратиться к профессиональному провайдеру соответствующих услуг, сэкономив внутренние ресурсы компании для решения других задач, связанных с развитием бизнеса и персонала.
ЭТО СТОИТ ЗНАТЬ
Типы поведения при иммиграции
Выделяют несколько моделей поведения при иммиграции.
Модель 1: Скепсис. Изначальная внутренняя установка на невосприятие другой культуры.
Модель 2: Заинтересованность. Влечение к новой культуре и положительный настрой в отношении культурных различий.
Модель 3: Индифферентность. Нейтральное отношение к месту своего проживания и абсолютное отсутствие эмоций, связанных с переездом.
Модель 4: Антагонизм. Абсолютное невосприятие другой культуры, культурных ценностей страны иммиграции.
Секрет успешной иммиграции во многом зависит от умения принимать изменения. Экспату нужно быть готовым к изменениям. Именно понимание, что в любой момент что-либо может измениться, служит иммунитетом перед возможными сложностями. Внутренний настрой иностранца — вот тот фундамент, на котором строится процедура иммиграции.
Независимо от модели иммиграционного поведения можно привести несколько советов для иностранного работника, которые помогут быстрее адаптироваться в новой стране:
1. Не пытайтесь быть местным, став одним из них.
2. Заводите новые знакомства, но не переусердствуйте.
3. При возможности посетите страну, в которой предполагаете работать, хотя бы за полгода до переезда.
4. Мыслите с позитивом «выжить можно».
5. Не ограничивайте общение средой земляков.
6. Не забывайте, что из двух культур всегда можно синтезировать отличное межкультурное пространство
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО…
Иностранному сотруднику может понадобиться помощь не только по приезду в Украину, но и при выезде из страны
Иностранный сотрудник, как правило, приезжает в Украину на срок действия контракта (разрешения на трудоустройство). При этом, часто теряется понимание важности всех «заключительных» процедур. Какая помощь может понадобиться экспату на этом этапе?
Юридическое сопровождение расторжения договора аренды жилья (автомобиля), консультации по улаживанию спорных моментов, связанных с завершением договора. Содействие при процедуре возврата гарантийного взноса за жилье.
Консультация по состоянию имущества. Прежде всего, это осмотр состояния имущества, консультации по минимизации потенциальных издержек на уборку и ремонт, помощь в устранении поломок, в которых виновен арендатор.
Прием-передача имущества.
Закрытие дополнительных договоров (например, по коммунальным услугам, охране, аренде кулера), расторжение договоров мобильной связи и предоставления доступа к интернету
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
Причины, по которым экспатам может быть интересна работа в Украине
Личностное развитие
- Престижные должности
- Высокие зарплаты
- Хороший социальный пакет
- Уровень затрат гораздо ниже, чем в родной стране
- Возможность двигаться по карьерной лестнице в экспресс-темпе
Социальное развитие
- Украина — крупное государство с богатой историей
- Легендарная украинская кухня
- Разнообразное культурное пространство
- Множество памятников истории и культуры
Природная среда
- Благоприятный климат
- Множество зеленых зон
- Горы, выход к двум морям
- Географический центр Европы
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"