Минюст Украины обращает внимание на некоторые аспекты антикоррупционного законодательства

Министерство юстиции Украины в письме от 11.03.2014 г. N 1050-0-4-14-1111 информирует об отдельных положениях антикоррупционного законодательства. В частности обращает внимание, что при временном исполнении обязанностей отстутсвующего работника, наделенного рапорядительными или административными функциями, заменяющий работник тоже становится субъектом ответственности за коррупционные нарушения. Кстати, в свете приближающейся отпускной поры это весьма актуально…

Министерство юстиции Украины в письме от 11.03.2014 г. N 1050-0-4-14-1111 информирует об отдельных положениях антикоррупционного законодательства. В частности обращает внимание, что при временном исполнении обязанностей отстутсвующего работника, наделенного рапорядительными или административными функциями, заменяющий работник тоже становится субъектом ответственности за коррупционные нарушения. Кстати, в свете приближающейся отпускной поры это весьма актуально…

Хотя Министерство юстиции не имеет полномочий по предоставлению разъяснений по вопросам антикоррупционного законодательства, но, в ответ на поступившее в Министерство письмо, отметило некоторые нормы, на которые стоит обратить особое внимание.

Так, Минюст напомнил, что частью первой статьи 4 Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" (далее - Закон) определен круг субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, к которым, в частности, относятся должностные лица юридических лиц публичного права, которые для целей Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления.

При этом, как отмечается в письме Министерства юстиции, для решения вопроса, является ли лицо должностным, следует исходить из правоприменительной практики, согласно которой главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года N 5 "О судебной практике по делам о взяточничестве" указал, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений или организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимаются обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Тем же постановлением Пленума Верховного Суда Украины предусмотрено, что лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или выполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно или по специальному полномочию, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным должностным лицом.

Работники предприятий, учреждений, организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. д.), производственные (например водитель) или технические (машинистка, охранник и т. д.) функции, могут признаваться должностными лицами лишь при условии, что наряду с этими функциями они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

К сведению

Согласно положениям части второй статьи 81 Гражданского кодекса Украины юридическим лицом публичного права определяется юридическое лицо, которое создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.

При этом, согласно статье 6 Закона, в частности, на должностных лиц юридических лиц публичного права распространяется запрет использовать свои служебные полномочия и связанные с этим возможности с целью получения неправомерной выгоды или в связи с принятием обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц.

Также в соответствии со статьей 8 Закона, в частности, должностным лицам юридических лиц публичного права запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки (пожертвования) от юридических или физических лиц.
 

В связи с этим Минюст отметил, что частью первой статьи 368 Уголовного кодекса Украины (далее — УК) предусмотрена ответственность за принятие должностным лицом предложения или обещания предоставить ему или третьему лицу неправомерную выгоду за совершение или несовершение таким должностным лицом в интересах того, кто предлагает или обещает неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения.

В свою очередь, согласно части второй названной статьи УК преступлением признается получение должностным лицом неправомерной выгоды для себя или третьего лица за совершение или несовершение в интересах того, кто предлагает или обещает неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения.

В соответствии с пунктом 1 примечания к статье 364 УК должностными лицами, в частности в статье 368 УК, являются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

При этом за нарушение установленных законом ограничений и запрета на получение подарка (пожертвования) статьей 172 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к этой статье КУоАП субъектом предусмотренных ею правонарушений являются, в частности, должностные лица юридических лиц публичного права.

Относительно понятия "непосредственное подчинение" Минюст акцентировал, что определение указанного понятия содержится в абзаце втором статьи 1 Закона, согласно которому непосредственное подчинение - это отношения прямой организационной или правовой зависимости подчиненного лица от его руководителя, в том числе через решение (участие в решении) вопросов принятия на работу, увольнения с работы, применения поощрений, дисциплинарных взысканий, возражений, поручений, контроля за их выполнением.

Особливості трудових договорів із сумісниками

Статті за темою

Усі статті за темою

Словник кадровика

Словник кадровика — це збірка спеціалізованих термінів і понять, які використовуються в галузі управління персоналом і кадрового обліку. Докладніше про словник кадровика та використання абревіатур в HR-сфері — у статті.
34

Заява про відстрочку через інвалідність військовозобов’язаного

У статті знайдете зразок заяви на відстрочку від армії для особи з інвалідністю, адже його часто запитують у працівників кадрової служби та HR. Поділіться з персоналом шаблоном заяви та юридичними підказками щодо того, як її складати
25671

Заява на відстрочку у зв’язку із навчанням

У статті знайдете зразок заяви на відстрочку від мобілізації у зв’язку із навчанням, адже його часто запитують у працівників кадрової служби та HR. Поділіться з персоналом шаблоном заяви та юридичними підказками щодо того, як її складати
45375

Заява на відстрочку від мобілізації у зв’язку з утриманням трьох дітей

У статті знайдете зразок заяви на відстрочку від мобілізації у зв’язку з утриманням трьох дітей, адже його часто запитують у працівників кадрової служби та HR. Поділіться з персоналом шаблоном заяви та юридичними підказками щодо того, як її складати
33554

Заява на відстрочку від мобілізації через інвалідність члена сім’ї

У статті знайдете зразок заяви на відстрочку від мобілізації через інвалідність члена сім'ї. Його доволі часто запитують у працівників кадрової служби та HR. Поділіться з персоналом шаблоном заяви та юридичними підказками щодо того, як її складати
22415

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді