Реорганизация предприятия и филиала: действия кадровой службы

Предприятие реорганизуется, меняется название и форма собственности. У некоторых работников изменится название должности и код по Классификатору профессий. Как правильно оформить такие изменения? Что делать с работниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в ежегодном отпуске? Нужно ли составлять и утверждать новую номенклатуру дел, если изменения будут происходить с 1 декабря? Что делать с личными делами и карточками П-2? Филиал без права юридического лица превращается в отделение филиала, как это повлияет на работу отдела кадров?

В ходе реорганизации может меняться собственник предприятия, учреждения, организации (далее — организация), организационная структура и функции, название организации и структурных подразделений, требования к профессиональных и деловых качеств работников, названия должностей и содержание трудовых функций, количественный и качественный состав персонала.

Изменение названия организации и формы собственности отмечается в организационных документах, в документах, регламентирующих процессы управления персоналом (штатном расписании, должностных инструкциях, правилах и т. п), и учетных документах работников.

Записи об изменении названия организации вносятся в трудовые книжки работников в соответствии с пунктом 2.15 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29.07.1993 № 58. Также соответствующие изменения нужно внести в лицевые карточки работников (типовая форма П-2): зачеркнуть предыдущее название, рядом (или сверху) указать новую полное название организации или проставить штамп с названием организации. Сведения об изменении названия организации следует внести и в личных дел работников: указать новое наименование на обложках личных дел и внести необходимые сведения дополнений к личному листку по учету кадров.

В соответствии с пунктом 5 главы 2 раздела IX Правил организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных приказом Минюста Украины от 18.06.2015 № 1000/5 (далее — Правила № 1000/5), расширение или сужение полномочий, компетенции, объема или территориальных границ деятельности, изменение подчиненности, структуры, переименование или частичная смена названия учреждения, что не сопровождалось коренным изменением ее основных функций, не являются основаниями для разграничения ее документов на два архивных фондах.

Следовательно, изменение названия организации не повлияет на дальнейший порядок регистрации документов. Однако на обложках журналов регистрации приказов, Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, других учетных форм следует отметить новое наименование организации и дату, с которой его применяют. Предыдущее наименование не зачеркивают, а берут в скобки. Соответствующие записи выполняют и на обложках всех дел, заведенных в делопроизводстве кадровой службы согласно номенклатуре дел на текущий год.

Новую номенклатуру дел составлять не нужно, ведь до 15 ноября текущего года в соответствии с пунктом 8 главы 1 раздела IV Правил № 1000/5 разрабатывается номенклатура дел структурных подразделений организации на новый год, в т. ч. и номенклатура дел отдела кадров, где предусмотрено будущие изменения.

Изменение названия должности и кода по Классификатору профессий (КП) является изменением существенных условий труда, связанным с изменениями в организации производства и труда, что регулируется статьей 32 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ). Об изменении существенных условий труда работника следует уведомить не позднее чем за два месяца. Если работник не соглашается на продолжение работы по новой должности, то трудовой договор прекращается на основании отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 36 КЗоТ).

Изменение названия должности может быть связано или не связано с изменениями содержания трудового договора и круга трудовых обязанностей работника. Однако необходимо соблюдать порядок, определенный статьей 32 КЗоТ.

Если факт изменений в организации производства и труда не имел места, изменение существенных условий труда (изменение наименования должности) может быть признано неправомерным. Верховный Суд Украины дал разъяснение судам, что изменения в организации производства и труда — это рационализация рабочих мест, введение новых форм организации труда, в т. ч. переход на бригадную форму организации труда и, наоборот, внедрение передовых методов, технологий (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 № 9).

Внимание: помните, согласно части 4 статьи 36 КЗоТ в случае смены собственника организации, а также в случае его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) действие трудового договора работника продолжается.

Реорганизация филиала: действия кадровой службы

Внимание: реорганизация организации — это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ч. 4 ст. 36 КЗоТ). Реорганизация филиала как структурного подразделения рассматривается по аналогии с реорганизацией организации. В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса Украины филиал является обособленным подразделением юридического лица, которое расположено вне его местоположения и осуществляет все или часть его функций.

Если изменения будут касаться существенных условий труда, то их будут оформлять распорядительными документами и вносить соответствующие изменения в организационные документы организации и учетные документы работников филиала.

Если реорганизация сопровождается сокращением численности и штата работников увольняют на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ с соблюдением требований статьи 49-2 КЗоТ.

Учитывая запрет на увольнение по инициативе работодателя работников, находящихся в отпусках (ч. 3 ст. 40 КЗоТ, ч. 3 ст. 184 К КЗоТ), с их согласия переводят на другие должности или в структурные подразделения в соответствии со статьей 32 КЗоТ.

В случае изменения названия филиала (подразделения) и подчиненности, работники остаются работать на своих должностях. Измененное название филиала вносится в личную карточку П-2, личных дел, дополнений в личный лист по учету кадров и в трудовые книжки работников.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"

зміст

Рекомендація місяця від редакції порталу «Кадровик-01»

Запрошуємо на вебінар «Перевірки Держпраці під час воєнного стану», який відбудеться 23 травня. Спікер — посадова особа Держпраці. У програмі — підстави для перевірки, як уникнути штрафів, різниця між трудовим договором і ЦПХ.

❗️Якщо хочете отримати персональну відповідь від посадової особи Держпраці, поставте запитання до 20 травня включно в чат вебінару❗️

Щоб переглянути вебінар та отримати сертифікат, реєструйтеся Система «Експертус Кадри» святкує День народження

Перевірки Держпраці під час воєнного стану

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді