Фонд социального страхования Украины (ФСС) возобновил с 1 апреля 2019 года плановые документальные проверки страхователей по средствам Фонда по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности.
Напомним, что такие проверки планируются в соответствии с постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятии решений по их результатам и процедуре обжалования» от 22.12.2010 № 29 и с учетом рисков неправомерного использования средств ФСС.
Планы-графики проверок, проводимых ФСС, размещаются на сайте ФСС; например, План-график проведения документальных плановых проверок страхователей по управлению исполнительной дирекции Фонда в Винницкой области на III квартал 2019 года.
Специалисты ФСС проверяют заявления-расчеты на получение средств для выплаты материального обеспечения застрахованным лицам, смотрят, как заполнены реквизиты, внесены ли данные о страхователе в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, уплатил ли он ЕСВ, а главное — правильно ли начислены причитающиеся работнику выплаты. Нормативный документ, которым руководствуется ФСС, — Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной утратой трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины, утвержденный постановлением правления ФСС по ВПТ от 19.07.2018 № 12.
Специалисты Кременчугского отделения управления исполнительной дирекции ФСС в Полтавской области систематизировали практику проверок и составили собственный антирейтинг нарушений, которые допускают комиссии по соцстраха, кадровики и бухгалтеры, когда готовят больничный к оплате.
1. Расчет страхового стажа для оплаты больничного без подтверждающих документов (в частности, ОК-5, ОК-7, приложения 9) или недостаточное количество подтверждающих документов.
2. Назначение пособия по временной утрате трудоспособности и пособия по беременности и родам на основании ненадлежащим образом оформленных листков нетрудоспособности.
3. Назначение пособия на погребение без подтверждающих документов.
4. Нарушение сроков рассмотрения больничных и сроков назначения и выплаты материального обеспечения.
5. Отсутствие документов (в частности, приказов, справок), подтверждающих исключение из расчетного периода дней, в которые застрахованные лица отсутствовали на работе по уважительным причинам.
Напомним, что решение об оплате больничного не может единолично принять ни директор, ни бухгалтер, ни кадровик. Это прерогатива комиссии по соцстраху или уполномоченного по социальному страхованию.
Комиссия создается, если численность работников превышает 15 человек. Если на предприятии работает 15 и менее человек, выбирается уполномоченный по социальному страхованию (п. 1.4 Положения о комиссии (уполномоченном) по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, утвержденного постановлением ФСС от 19.07.2018 № 13 (далее — Положение № 13 ).
Комиссия должна работать по плану (п. 4.1 Положения № 13). Спланирована ли работа Комиссии — проверит ФСС.
Чтобы избежать таких ошибок и получить ответы на свои вопросы, успейте зарегистрироваться на вебинар.