Образец характеристики на работника

RU UA
Автор
член Центральної експертно-перевірної комісії Державної архівної служби України
Характеристика на работника — это документ, в котором изложены сведения о его служебной (трудовой) и общественной деятельности, а также дана оценка деловых и моральных качеств. Особенности оформления характеристики работника, подсказки для описания его качеств и образец отзыва с места работы — ждут вас в статье

Характеристика работника обычно нужна при выдвижении на выборные должности, переизбрании, переводе, представлении к награждению, аттестации и командировке для работы за границей. Нередко характеристики требуются по требованию военкомата во время призыва работника на военную службу, на абитуриентов учебных заведений.

Характеристика работника обычно нужна не всюду, а только в редких случаях. Например, характеристику работника составляют во время его аттестации или когда представляют работника к награждению и т.д.

Характеристика работника с места работы, в частности, нужна при трудоустройстве, при запросе правоохранительных органов или со стороны кредиторов, для предоставления военкомату во время призыва работника на военную службу и т.д. Служебная характеристика выдается при представлении к награждению, избрании на выборные должности, по запросу организаций, которым предоставлено право требовать характеристики и т.д. Для установления работнику инвалидности представляется производственная характеристика МСЭК.

В случае привлечения к дисциплинарной ответственности работника государственной службы, для дисциплинарного дела непосредственным руководителем готовится характеристика государственного служащего.

Отзыв на работника — это документ, отражающий приобретение работником определенных навыков, знаний и умений по итогам конкретного периода времени или выполнения определенной работы. Например, отзыв о прохождении испытательного срока, об итогах стажировки, командировки и т.д. Отличие отзыва на работника от характеристики с места работы в том, что в нем меньше внимания уделяется личностным качествам работника. В то время как профессиональные качества должны отражаться более полно и подробно, чем в характеристике работника.

Кто составляет

Характеристики на рядовых работников составляют:
  • руководители структурных подразделений, как-то: отделов, секторов, цехов, — на рядовых работников;
  • руководитель предприятия или его заместитель — на руководящих работников.

Помогут составить характеристику или отзыв на работника образец написания характеристики работника или образец характеристики работника с места работы и образец отзыва работника, которые, как правило, хранятся в кадровой службе предприятия.

Особенности написания

Нормативные акты сейчас не нормируют ни содержания, ни оформления характеристики. Вы не найдете утвержденных часто запрашиваемых форм, таких как: «характеристика образец» «характеристика на работника образец», «характеристика с места работы образец», «служебная характеристика образец», «производственная характеристика на работника образец», «служебная характеристика государственного служащего образец».

Используйте как методическое пособие унифицированную форму характеристики из новой редакции Сборника унифицированных форм организационно-распорядительных документов, одобренного протоколом заседания Нормативно-методической комиссии Укргосархива от 22.11.2015 №7 и в настоящее время находится на утверждении в Минюсте. Следуйте инструкциям, приведенным в статье.

В характеристике должны быть отображены:

  • название вида документа (ХАРАКТЕРИСТИКА);
  • фамилия, имя и отчество лица;
  • год рождения;
  • сведения об образовании, ученой степени, звании и т.п.;
  • название должности, занимаемой лицом на момент составления характеристики;
  • основной текст (преподается от третьего лица в единственном числе);
  • подписи ответственных должностных лиц предприятия, заверенные оттиском гербовой или круглой, приравниваемой к гербовой, печати с идентификационным кодом предприятия;
  • дата составления документа.

Совет

Если в год на предприятии составляется более 200 характеристик, службе кадров целесообразно разработать специальный бланк характеристики. Еще целесообразно составить пример характеристики с места работы

Пример характеристики с места работы должен иметь постоянные реквизиты:
  • «Название предприятия»
  • «Название вида документа»
  • «Место составления или издания документа»,
  • а также ограничительную отметку для реквизита «Дата документа».

Характеристика работника может быть оформлена на общем бланке организации. Если же характеристику посылают в стороннее предприятие вместе с сопроводительным письмом, допустимо написать ее на стандартном листе бумаги формата А4.

При оформлении характеристики соблюдайте размеры полей:

  • 30 мм — левый,
  • 20 мм — верхний и нижний,
  • 10 мм — правый.

Составляющие элементы характеристики на работника с места работы располагают следующим образом:

  • слово ХАРАКТЕРИСТИКА печатают прописными буквами без кавычек, к центру от основного текста;
  • анкетные данные лица (фамилия, имя, отчество, год рождения, сведения об образовании, ученая степень, звание, название должности) печатают, отступив два интервала от названия вида документа. К тому же эти сведения принято излагать в родительном падеже и размещать в столбик ближе к правому полю аркуша;
  • основной текст обычно содержит несколько логически завершенных частей, каждую из которых начинают с абзаца. Печатая первую часть основного документа, отступают от анкетных данных на 2-3 интервала. Текст печатают через 1-1,5 межстрочных интервалов. Начинают обычно со сведений о служебной (трудовой) деятельности работника:
    • специальность;
    • с какого времени работает на предприятии;
    • перемещение по службе;
    • уровень профессионального мастерства;
    • трудовые или творческие достижения;
    • собственные и соавторские изобретения, разработки.
      • Далее в тексте обязательно представляют оценку деловых и моральных качеств работника: его отношение к выполнению должностных обязанностей, повышение профессионального и научного уровня, участие в общественной деятельности коллектива, отношения с другими работниками. В конце текста приводятся данные о правительственных наградах и других поощрениях. Также можно указать, для чего составлен документ, указать место его представления.

Характеристику с места работы выдают работнику или, уведомив его, присылают на другое предприятие или предприятие высшего уровня в ответ на запрос.

Образец характеристики с места работы работника, доступный для скачивания, предоставляем ниже.

Шаблон характеристики работника

Шаблон характеристики на працівника

 

СКАЧАТЬ

Где хранить

Характеристику работника приобщите к личному делу (п. 12 гл. 2 разд. IV Правил организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных приказом Минюста от 18.06.2015 № 100 /5).

Различайте характеристику работника при принятии на работу, для аттестации и производственную характеристику

Характеристика (образец), унифицированная форма

Уніфікована характеристики СКАЧАТЬ

Производственная характеристика составляется на работника, оформляющего инвалидность в МСЭК. Если МСЭК не предоставила свой шаблон, воспользуйтесь формой.



зміст

Письмові комунікації для кадровика

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді