Понятия «служебное лицо» и «должностное лицо» в действующем законодательстве Украины

Блок під заголовком новини 1 Підпишіться на Telegram-канал Кадровик-01. Новини! Тримаємо руку на пульсі усіх змін без паніки та зайвої води

Ми вже відібрали головне для вас
Министерство юстиции Украины в письме от 18.10.2013 № 610-0-2-13/7.2 растолковало понятия «служебное лицо» и «должностное лицо», используемые в действующем законодательстве Украины

Министерство юстиции Украины в письме от 18.10.2013 № 610-0-2-13/7.2 растолковало понятия «служебное лицо» и «должностное лицо», используемые в действующем законодательстве Украины.

Отметив, что толкование антикоррупционного законодательства не входит в полномочия Минюста, Минюст тем не менее привел в своем письме немало полезной информации. Ведь определения терминов, о которых идет речь, будут разными — в зависимости от правоотношений.

Так, понятия «должностное лицо» и «служебное лицо» используются в Конституции Украины (статьи 19, 40, 56) и в законодательных актах Украины, таких, в частности, как Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Законы Украины «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления».

В соответствии со статьей 14 Кодекса Украины об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности.

Уголовный кодекс Украины (далее - УК) оперирует понятием «служебное лицо», содержание которого раскрывается в статье 18, согласно которой служебными лицами признаются лица, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям, которыми лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

В свою очередь, в соответствии с примечанием к статье 364 УК служебными лицами в статьях 364, 365, 368, 368 2, 369 УК являются, в частности, лица, которые занимают постоянно или временно на государственных или коммунальных предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям.

Также служебными лицами признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные разрешать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, судьи и должностные лица международных судов.

При этом Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года N 5 «О судебной практике по делам о взяточничестве» указал, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

Под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля по этим операциям и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Указанным постановлением Пленума Верховного Суда Украины предусмотрено, что лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно либо по специальным полномочиям при условии, что упомянутые функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом.

Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

В письме также отмечено, что должностными лицами в контексте Закона Украины «О государственной службе» считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций (статья 2 этого Закона).

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.

Таким образом, при выяснении оснований для отнесения лиц к категориям должностных или служебных лиц следует руководствоваться соответствующим законодательством, регулирующим определенные отношения.

додаток

Служба в ОМС: вислуга років, надбавки та додаткові відпустки

Статті за темою

Усі статті за темою

Калькулятор стажу — ваш онлайн помічник

Калькулятор трудового стажу є важливою складовою не лише для нарахування пенсії, а й для отримання різних соціальних гарантій та компенсацій. У багатьох випадках якісний та точний калькулятор стажу роботи може бути складним і потребує врахування численних нюансів, таких як перерви в роботі, відпустки або звільнення. Однак завдяки сучасним онлайн інструментам, таким як онлайн калькулятор стажу роботи, цей процес став простим і доступним для кожного. Усе про калькулятор стажу по трудовій книжці онлайн — у статті.
129061

Наказ про оголошення простою через відключення світла та тепла

Через військову агресію росії, частина енергетичної інфраструктури України зазнала пошкоджень. Якщо підприємство не може провадити господарську діяльність у повному обсязі через відключення електроенергії та/або теплопостачання, оформіть наказ про простій. Скористайтеся зразком із статті
22937

Різниця між дистанційною та надомною роботою та правила її оформлення

Надомна та дистанційна робота 2025 року не втрачає своєї актуальності через дію воєнного стану в країні. Щоб легко орієнтуватися надомна чи дистанційна робота та оформляти їх правильно, дізнайтеся, що спільного мають ці два види віддаленої роботи та чим саме вони відрізняються.
8229

План роботи відділу кадрів 2026

Ефективна діяльність кадрової служби залежить від чіткого планування. Саме тому план роботи відділу кадрів на 2026 рік є обов’язковим документом, який допомагає систематизувати всі напрямки роботи, своєчасно виконувати завдання та уникати хаотичності у веденні кадрових процесів
524

Аналіз судової практики у трудових спорах

У сфері трудових правовідносин судова практика відіграє важливу роль для формування стабільного правозастосування, захисту прав працівників і роботодавців, а також для тлумачення норм трудового законодавства. В умовах постійного оновлення правової бази України актуальним є ґрунтовний аналіз судової практики у трудових спорах. Яка практика розгляду судами трудових спорів — читайте у статті.
602

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді