Министерство юстиции Украины в письме от 18.10.2013 № 610-0-2-13/7.2 растолковало понятия «служебное лицо» и «должностное лицо», используемые в действующем законодательстве Украины.
Отметив, что толкование антикоррупционного законодательства не входит в полномочия Минюста, Минюст тем не менее привел в своем письме немало полезной информации. Ведь определения терминов, о которых идет речь, будут разными — в зависимости от правоотношений.
Так, понятия «должностное лицо» и «служебное лицо» используются в Конституции Украины (статьи 19, 40, 56) и в законодательных актах Украины, таких, в частности, как Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Законы Украины «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления».
В соответствии со статьей 14 Кодекса Украины об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности.
Уголовный кодекс Украины (далее - УК) оперирует понятием «служебное лицо», содержание которого раскрывается в статье 18, согласно которой служебными лицами признаются лица, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям, которыми лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным служебным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.
В свою очередь, в соответствии с примечанием к статье 364 УК служебными лицами в статьях 364, 365, 368, 368 2, 369 УК являются, в частности, лица, которые занимают постоянно или временно на государственных или коммунальных предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям.
Также служебными лицами признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные разрешать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, судьи и должностные лица международных судов.
При этом Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года N 5 «О судебной практике по делам о взяточничестве» указал, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).
Под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля по этим операциям и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.
Указанным постановлением Пленума Верховного Суда Украины предусмотрено, что лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно либо по специальным полномочиям при условии, что упомянутые функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом.
Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
В письме также отмечено, что должностными лицами в контексте Закона Украины «О государственной службе» считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций (статья 2 этого Закона).
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.
Таким образом, при выяснении оснований для отнесения лиц к категориям должностных или служебных лиц следует руководствоваться соответствующим законодательством, регулирующим определенные отношения.