Служба занятости акцентирует, что трудоустраивать квотников работодатель обязан не зависимо от потребности в работниках

Блок під заголовком новини 1 Підпишіться на Telegram-канал Кадровик-01. Новини! Тримаємо руку на пульсі усіх змін без паніки та зайвої води

Ми вже відібрали головне для вас
Законом «О занятости населения» установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов от среднеучетной численности за предыдущий год. Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках, — обращает внимание Служба занятости в письме от 25.03.2014 № ДЦ-01-1816/0/6-14

Законом «О занятости населения» установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов от среднеучетной численности за предыдущий год. Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках, — обращает внимание Служба занятости в письме от 25.03.2014 № ДЦ-01-1816/0/6-14.

Аргументируя необходимость трудоустройства граждан квотной категории, служба занятости приводит в разъяснении ряд норм законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Украины "О занятости населения" (далее - Закон) для трудоустройства граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста), предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 процентов среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

С целью реализации статьи 14 Закона Украины "О занятости населения" (далее - Закон) приказом Министерства социальной политики Украины от 16 мая 2013 года N 271 утвержден Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее - Порядок N 271).

В соответствии с Порядком N 271 работодатели - это предприятия, учреждения, организации с численностью штатных работников свыше 20 человек.

Работодатель, у которого штатная численность работников составляет свыше 20 человек, должен представлять информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее - Информация), которая утверждена приложением к Порядку N 271.

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона работодатели самостоятельно рассчитывают квоту, указанную в части второй данной статьи, с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов) и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно.

Среднеучетная численность штатных работников рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28 сентября 2005 года N 286, в части определения показателя среднеучетного количества штатных работников.

Согласно Порядку N 271 вышеуказанную Информацию работодатель впервые должен был представить территориальному органу государственной службы занятости в 2014 году, не позднее 01 февраля после отчетного года, где указывать среднеучетную численность штатных работников за 2013 год.

В соответствии с п. 2 статьи 53 Закона в случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона, с него взыскивается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

То есть основанием для наложения штрафа является невыполнение в течение года квоты рабочих мест, если при этом был допущен необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в пределах соответствующей квоты.

С учетом вышеуказанного Законом установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов.

Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках.

Также служба занятости обращает внимание, что вопросы проверки работодателей на предмет представления Информации и правильности ее заполнения не относятся к компетенции государственной службы занятости, поскольку осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости по вопросам соблюдения прав и гарантий относительно трудоустройства лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, и осуществление соответствующих проверок работодателей относятся к полномочиям территориальных органов Государственной инспекции Украины по вопросам труда (в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 и подпунктом 5 пункта 6 Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 N 386).

додаток

Служба в ОМС: вислуга років, надбавки та додаткові відпустки

Статті за темою

Усі статті за темою

Калькулятор стажу — ваш онлайн помічник

Калькулятор трудового стажу є важливою складовою не лише для нарахування пенсії, а й для отримання різних соціальних гарантій та компенсацій. У багатьох випадках якісний та точний калькулятор стажу роботи може бути складним і потребує врахування численних нюансів, таких як перерви в роботі, відпустки або звільнення. Однак завдяки сучасним онлайн інструментам, таким як онлайн калькулятор стажу роботи, цей процес став простим і доступним для кожного. Усе про калькулятор стажу по трудовій книжці онлайн — у статті.
128998

Наказ про оголошення простою через відключення світла та тепла

Через військову агресію росії, частина енергетичної інфраструктури України зазнала пошкоджень. Якщо підприємство не може провадити господарську діяльність у повному обсязі через відключення електроенергії та/або теплопостачання, оформіть наказ про простій. Скористайтеся зразком із статті
22644

Різниця між дистанційною та надомною роботою та правила її оформлення

Надомна та дистанційна робота 2025 року не втрачає своєї актуальності через дію воєнного стану в країні. Щоб легко орієнтуватися надомна чи дистанційна робота та оформляти їх правильно, дізнайтеся, що спільного мають ці два види віддаленої роботи та чим саме вони відрізняються.
8211

План роботи відділу кадрів 2026

Ефективна діяльність кадрової служби залежить від чіткого планування. Саме тому план роботи відділу кадрів на 2026 рік є обов’язковим документом, який допомагає систематизувати всі напрямки роботи, своєчасно виконувати завдання та уникати хаотичності у веденні кадрових процесів
519

Аналіз судової практики у трудових спорах

У сфері трудових правовідносин судова практика відіграє важливу роль для формування стабільного правозастосування, захисту прав працівників і роботодавців, а також для тлумачення норм трудового законодавства. В умовах постійного оновлення правової бази України актуальним є ґрунтовний аналіз судової практики у трудових спорах. Яка практика розгляду судами трудових спорів — читайте у статті.
597

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді