Служба занятости акцентирует, что трудоустраивать квотников работодатель обязан не зависимо от потребности в работниках

Законом «О занятости населения» установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов от среднеучетной численности за предыдущий год. Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках, — обращает внимание Служба занятости в письме от 25.03.2014 № ДЦ-01-1816/0/6-14

Законом «О занятости населения» установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов от среднеучетной численности за предыдущий год. Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках, — обращает внимание Служба занятости в письме от 25.03.2014 № ДЦ-01-1816/0/6-14.

Аргументируя необходимость трудоустройства граждан квотной категории, служба занятости приводит в разъяснении ряд норм законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Украины "О занятости населения" (далее - Закон) для трудоустройства граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста), предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 процентов среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

С целью реализации статьи 14 Закона Украины "О занятости населения" (далее - Закон) приказом Министерства социальной политики Украины от 16 мая 2013 года N 271 утвержден Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее - Порядок N 271).

В соответствии с Порядком N 271 работодатели - это предприятия, учреждения, организации с численностью штатных работников свыше 20 человек.

Работодатель, у которого штатная численность работников составляет свыше 20 человек, должен представлять информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее - Информация), которая утверждена приложением к Порядку N 271.

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона работодатели самостоятельно рассчитывают квоту, указанную в части второй данной статьи, с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов) и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно.

Среднеучетная численность штатных работников рассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28 сентября 2005 года N 286, в части определения показателя среднеучетного количества штатных работников.

Согласно Порядку N 271 вышеуказанную Информацию работодатель впервые должен был представить территориальному органу государственной службы занятости в 2014 году, не позднее 01 февраля после отчетного года, где указывать среднеучетную численность штатных работников за 2013 год.

В соответствии с п. 2 статьи 53 Закона в случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона, с него взыскивается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

То есть основанием для наложения штрафа является невыполнение в течение года квоты рабочих мест, если при этом был допущен необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в пределах соответствующей квоты.

С учетом вышеуказанного Законом установлена обязанность работодателя с численностью свыше 20 работников обеспечить трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5 процентов.

Такая обязанность у работодателя возникает независимо от имеющейся потребности в работниках.

Также служба занятости обращает внимание, что вопросы проверки работодателей на предмет представления Информации и правильности ее заполнения не относятся к компетенции государственной службы занятости, поскольку осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости по вопросам соблюдения прав и гарантий относительно трудоустройства лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, и осуществление соответствующих проверок работодателей относятся к полномочиям территориальных органов Государственной инспекции Украины по вопросам труда (в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 и подпунктом 5 пункта 6 Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 N 386).

Робочий час: облік, обмеження та практичні кейси

Статті за темою

Усі статті за темою

Позитивний HR-бренд: ключ до успіху

У сучасному бізнес-середовищі компанії, які прагнуть досягти високих результатів, повинні не лише конкурувати за клієнтів, а й активно залучати та утримувати талановитих працівників. Однак у конкурентному світі здобуття кваліфікованих кадрів є не менш важливим завданням. Ось тут на допомогу приходить HR-бренд — стратегічний підхід до формування репутації компанії як роботодавця. Як створити та підтримувати позитивний імідж компанії — у статті.
40

День кадровика в Україні

У наш час важко уявити будь-яке підприємство чи установу без людини, яка б підбирала кваліфікованих, здібних працівників та ще й допомагала в адаптації персоналу. Саме зі знайомства з представником кадрової служби починається трудовий шлях кожного працівника. Тому у цій статті ви знайдете все про День кадровика в Україні.
5715

Реформа системи встановлення інвалідності в дії: що потрібно знати роботодавцю

З 1 січня 2025 року в Україні набула чинності реформа системи встановлення інвалідності, яка передбачає заміну медико-соціальних експертних комісій (МСЕК) на експертні команди з оцінювання повсякденного функціонування особи, що працюватимуть при лікувальних закладах. Ліквідація МСЕК в Україні викликала низку питань, як серед працівників, так і серед роботодавців. Наші експерти підготували відповіді на найактуальніші з таких питань.
906

Калькулятор днів відпустки

Виникли проблеми з тим, як розрахувати кількість відпускних днів? Шукаєте розрахунок днів невикористаної відпустки при звільненні онлайн? Переймаєтесь як розрахувати кількість днів відпустки за фактично відпрацьований час та як порахувати кількість днів невикористаної відпустки? Рішення усіх питань — наш калькулятор відпусток онлайн.
530029

Калькулятор стажу — ваш онлайн помічник

Калькулятор трудового стажу є важливою складовою не лише для нарахування пенсії, а й для отримання різних соціальних гарантій та компенсацій. У багатьох випадках якісний та точний калькулятор стажу роботи може бути складним і потребує врахування численних нюансів, таких як перерви в роботі, відпустки або звільнення. Однак завдяки сучасним онлайн інструментам, таким як онлайн калькулятор стажу роботи, цей процес став простим і доступним для кожного. Усе про калькулятор стажу по трудовій книжці онлайн — у статті.
123808

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді