Мозговой штурм: система правил для принятия решения

Мозговой штурм известен еще со времен средневековых пиратов: оказавшись в сложной ситуации, они собирались на палубе корабля для оперативного поиска нужного решения. Своими идеями делился каждый, невзирая на звания и возраст. Так почему бы это древнее морское «ноу-хау» не использовать в современных условиях?
Чекліст кадровика Скачати документи відділу кадрів

Есть идея! На торпеду надо дуть…

В 1953 году бывший капитан морского судна, американец Алекс Осборн издал книгу «Управляемое воображение», с которой и началась популяризация метода мозгового штурма (англ. brainstorming).

Поводом для написания этой книги послужили события, пережитые самим автором во время Второй мировой… Однажды капитан Осборн вел караван грузовых суден в открытом океане. Вдруг ему поступает тревожная радиотелеграмма: «Осторожно, неподалеку — немецкая подводная лодка». Это значило, что в любое мгновенье морские суда могли быть потоплены в результате торпедной атаки.

И тогда капитан вспомнил одну из традиций пиратов Средневековья: когда команда оказывалась в трудной ситуации, на палубе собирались все, чтобы поочередно предложить способ решения проблемы. Свое креативное мышление начинал проявлять юнга, а заканчивал капитан: перед лицом опасности все были равны. Почему бы не использовать известный из истории прием? Осборн выстроил команду на палубе и приказал каждому четко и громко ответить на один-единственный вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? И добавил: говорить нужно все, что придет в голову. Что тут началось! Больше всех «отличился» кок (повар), предложивший всей командой дунуть на торпеду: возможно, это собьет ее с курса…

К счастью, к напуганным морякам капризная Фортуна оказалась благосклонной: вражеская субмарина так и не появилась. Однако уже после войны бывший капитан, проанализировав ту ситуацию, пришел к выводу, что в абсурдном предложении кока все же есть рациональное зерно: торпеду можно сбить с курса струей помпы (такой вид насоса есть на каждом корабле). В итоге Осборн запатентовал новое изобретение: к борту корабля был прикреплен небольшой дополнительный винт, который гонит потоки воды вдоль борта. Это заметно снижает уязвимость судна: атакующие торпеды, не достигнув цели, начинают скользить вдоль борта…

Так почему бы этот способ поиска новых идей (путем анализа всех, даже абсурдных, предложений) не использовать в мирной жизни?

Управление дискуссией в онлайне: количество предложений рождает качество решений

Одним из основных препятствий на пути рождения новых идей является боязнь оценки: люди часто не высказывают интересные, неординарные мысли из-­за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег.

В этом случае нужно учесть два базовых принципа классической техники мозгового штурма: 1) не спешим выносить приговор идее; 2) из количества рождается качество.

В процессе мозгового штурма оценка полностью исключается на начальных стадиях генерирования идей. Участники обсуждения вольны предлагать какие угодно решения, в том числе и самые фантастические. Главное — количество! Затем отбираются наиболее удачные идеи, которые могут быть использованы на практике.

В последние годы широкое распространение получил электронный мозговой штурм (online brainstorming) — с использованием интернет-­технологий. Он обеспечивает анонимность участников и дает возможность решить ряд проблем. К последним, в частности, относится так называемое блокирование продуктивности: поскольку участники группы высказываются один за другим, многие в ожидании своей очереди могут передумать, испугаться публичного выступления либо попросту забыть свою идею.

Чтобы провести мозговой штурм, нужно руководствоваться системой правил.

Правило 1. На этапе высказывания идей критика исключается: участники группы не должны опасаться, что их будут оценивать.

Правило 2. Приветствуется свободный полет фантазии — максимальное раскрепощение воображения. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные, мысли. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было озвучить.

Правило 3. Идей должно быть много: каждого участника просят представить максимально возможное их количество.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"

Відновлення бронювання у Дії

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді