Должностная инструкция заместителя директора: как составить

RU UA
Автор
порталу «Кадровик-01»
Заместитель директора — это тот человек, который может полностью взять на себя полномочия руководителя в его отсутствие. Как свидетельствует практика, обязанности заместителей далеко не всегда соответствуют тем, которые определены для первых руководителей. Какой объем задач, обязанностей и прав целесообразно предусмотреть в должностных инструкциях заместителей директора предприятия? Ответы найдёте в статье.

Название должности «заместитель директора» относится к производным должностям, названия которых, преимущественно, образовано с помощью производных слов «заместитель», «переменный» к базовым профессиям (профессиональным названиям работ), относящимся к классификационной группировке с кодом 1210.1 «Руководители предприятий, учреждений и организаций» Национального классификатора Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 № 327 (далее – КП).

Кстати, КП содержит в общей сложности 92 позиции профессиональных названий работ, относящихся к классификационной группировке с кодом 1210.1 — «Руководители предприятий, учреждений и организаций».
Когда назначается заместитель директора, должностная инструкция является одним из первых документов, с которым знакомят работника.
Задачи, обязанности, знания и квалификационные требования работников по производной должности «заместитель директора» при разработке должностных инструкций определяются на основе квалификационной характеристики соответствующей базовой профессии «Директор предприятия» (п. 13 Общих положений Раздела 1 Выпуска 1 «Профессии работников являются общими для всех видов экономической деятельности» (ГКХП, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 № 336).
Но директор обычно имеет несколько заместителей с отличными зонами ответственности. Поэтому

на практике, должностные обязанности заместителей являются разными и не всегда в полном объеме соответствуют базовым типовым квалификационным характеристикам первых руководителей предприятий и организаций (далее — предприятие), помещенных в различных отраслевых выпусков СКПР. Как следствие, при составлении должностной инструкции для каждого из заместителей определить обязанности заместителя директора можно только после изучения деятельности конкретного предприятия. Исследование должностных задач и обязанностей заместителей директора дали возможность определить их типовые функции:

  • выполнение обязанностей директора во время его отсутствия;
  • управление и контроль в отдельных направлениях деятельности предприятия, определенных директором;
  • участие в составлении (или непосредственное составление проектов перспективных и текущих планов деятельности предприятия по профилю работы, контроль за их выполнением, при необходимости — оперативное корректирование;
  • анализ деятельности в определенном направлении, разработку предложений по ее оптимизации, установление приоритетов;
  • подготовка проектов профильных приказов;
  • обеспечение реализации (разработка, продвижение, контроль) инновационных организационных (технических) мероприятий;
  • определение степени ответственности подчиненных руководителей структурных подразделений;
  • подготовка и согласование кадровых предложений, организация обучения и повышения квалификации персонала по профильному направлению работы;
  • контроль за подготовкой документации (отчетной, служебной, технической и тому подобное);
  • контроль за соблюдением дисциплины труда;
  • выполнение других служебных поручений директора и тому подобное.

А квалификационные требования к заместителю директора определяются на основе квалификационных требований к базовой профессии «Директор предприятия», а именно: высшее образование второго уровня по степени магистра по соответствующей области знаний или высшее образование второго уровня по степени магистра и последипломное образование по отрасли знаний «Управление и администрирование» или «Право». Стаж работы на руководящих должностях низшего уровня — не менее 5 лет.

На основании анализа составлен образец должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам (по хозяйству).

Образец должностной инструкции заместителя директора

Образец должностной инструкции заместителя директора

СКАЧАТЬ

К сведению!

Отдельные предприятия вместо должностной инструкции заместителя разрабатывают «Положение о должности заместителя директора с...», что соответствует п. 6 Общих положений СКПР: «Должностные инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании. Исключение могут составлять отдельные руководители, правовое положение которых определено в Уставе (положении) предприятия, учреждения, организации или соответствующего подразделения, где указаны основные задачи, обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций».

В настоящее время на многих предприятиях название должности «заместитель директора по хозяйству» формулируют и вносят в штатное расписание именно как «заместитель директора по общим вопросам».
Указанную инструкцию можно использовать в качестве шаблона, если вам нужна должностная инструкция заместителя директора предприятия по техническим вопросам, производству и коммерческим вопросам.
Когда готовится, например, должностная инструкция заместителя директора по техническим вопросам учреждения здравоохранения (ЗОЗ), используя предоставленный шаблон, следует в каждом пункте изменить текст, чтобы он соответствовал названию, обязанностям и правам по должности. В частности, цель деятельности по шаблону можно заменить: «обеспечивать деятельность ЗОЗ техническим оборудованием, поддерживать его в рабочем состоянии, организовывать рациональное использование технических и энергетических ресурсов».
А вот должностная инструкция заместителя директора по производству в разделе 2. «Задачи и обязанности», на наш взгляд, может содержать пункт: «Управляет работой структурных подразделений производственного направления деятельности предприятия в соответствии со структурой управления, распределяет обязанности между подчиненными руководителями, контролирует их надлежащее исполнение».
«Контроль за исполнением договорных обязательств, получение запланированной прибыли и соблюдение других финансовых показателей» — такой пункт может содержать должностная инструкция заместителя директора по коммерческим вопросам.
Для сведения: если в штатном расписании предприятия предусмотрено более одной должности заместителя директора, в должностных инструкциях (положениях) необходимо избегать дублирования трудовых функций.


зміст

Як скласти номенклатуру справ кадрової служби на 2025 рік

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді