Национальным классификатором Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденным и введенным в действие приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 № 327 (далее — Классификатор профессий) определено 89 позиций профессиональных названий работ, которые относятся к классификационной группировке с кодом 1210.1 — «Руководители предприятий, учреждений и организаций».
Общими положениями Раздела 1 Выпуска 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 № 336 (далее — СКПР) предусмотрены производные должности, которые образуются с помощью дополнительных признаков — «заместитель», «заменимый» и тому подобное. Такие производные должности имеют те же квалификационные характеристики, что и базовые.
Разрабатывая должностные инструкции для таких работников, задачи, права, обязанности и квалификационные требования к ним определяют на основе квалификационных характеристик соответствующих базовых профессий.
Читайте также: Должностная инструкция: как разработать и ввести в действие
Однако, как обычно случается на практике, должностные обязанности заместителей являются разными и не всегда в полном объеме соответствуют базовым типовым квалификационным характеристикам первых руководителей предприятий, помещенных в различных отраслевых выпусков СКПР. Поэтому составление раздела «Задачи и обязанности» должностной инструкции заместителя директора — самое проблемное. Исследование должностных задач и обязанностей заместителей директора дали возможность определить их типовые функции:
- выполнение обязанностей директора во время его отсутствия;
- управление и контроль в отдельных направлениях деятельности предприятия, определенных директором;
- участие в составлении (или непосредственное составление проектов перспективных и текущих планов деятельности предприятия по профилю работы, контроль за их выполнением, при необходимости — оперативное корректирование;
- анализ деятельности в определенном направлении, разработку предложений по ее оптимизации, установление приоритетов;
- подготовка проектов профильных приказов;
- обеспечение реализации (разработка, продвижение, контроль) инновационных организационных (технических) мероприятий;
- определение степени ответственности подчиненных руководителей структурных подразделений;
- подготовка и согласование кадровых предложений, организация обучения и повышения квалификации персонала по профильному направлению работы;
- контроль за подготовкой документации (отчетной, служебной, технической и тому подобное);
- контроль за соблюдением дисциплины труда;
- выполнение других служебных поручений директора и тому подобное.
Стоит обратить внимание на то, что необходимо избегать дублирования трудовых функций в должностных инструкциях заместителей, если в штатном расписании предприятия предусмотрено более одной должности заместителя директора.
Образец должностной инструкции заместителя директора
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"