Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный ним орган назначает (избирает) директора, с которым, согласно статье 65 Хозяйственного кодекса Украины (ХКУ), заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения, условия увольнения с должности и другие условия найма по согласованию сторон.
Если учредительными документами, трудовым договором (контрактом) с руководителем не определен особый порядок согласования вопроса об установлении ему неполного рабочего времени, необходимо руководствоваться нормами статьи 56 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), которым определено: как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя может устанавливаться по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом, то есть по соглашению сторон, заключивших трудовой договор. Поэтому, рассматривая директора как стороны трудовых правоотношений, при принятии на работу ему может быть установлен режим неполного рабочего времени по его согласию.
Статьей 21 КЗоТ определено, что каждый работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — организация), если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Выполнение работником, кроме основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у гражданина (предпринимателя, частного лица) считается совместительством (ст. 1 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденное приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.1993 № 43; далее — Положение № 43).
Следует помнить, что на работу по совместительству предусмотрены ограничения, в частности, постановлением КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.1993 № 245 и Положением № 43 для руководителей государственных организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и тому подобное), а также их заместителей, кроме научной, педагогической, медицинской и творческой деятельности.
Ограничения на совместительство предусмотрено рядом других нормативно-правовых актов, например, Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.1991 № 1789-XII — для служебных лиц прокуратуры, кроме осуществления научной и педагогической деятельности (ст. 46); Законом Украины «О нотариате» от 02.09.1993 № 3425-XII — для нотариусов (ст. 3 ) и тому подобное.
Ограничения на работу по совместительству могут быть установлены в организации коллективным или трудовым договором. Если к указанной запрашивающим должности директора ограничения относительно работы по совместительству не установлены, его можно принять на работу в качестве внутреннего совместителя по отдельным трудовым договорам.
Размер должностного оклада устанавливается для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и не является персонифицированным показателем. При заключении с директором трудового договора (контракта) определяются условия труда и материального обеспечения (ч. 4 ст. 65 ХКУ). Организации самостоятельно разрабатывают штатное расписание и устанавливают работникам оклады, тарифные ставки в зависимости от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работников и результатов их труда, а также финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Однако организации должны соблюдать нормы законодательства о труде. Как определено частью 5 статьи 95 КЗоТ и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда), минимальная зарплата является государственной социальной гарантией, обязательной на территории Украины для всех организаций независимо от формы собственности и хозяйствования.
Согласно статье 6 Закона об оплате труда основой организации оплаты труда является тарифная система, которой предусматривается установление размеров заработной платы работников в зависимости от их квалификации, разряда тарифной сетки или квалификационной группы схемы должностных окладов. Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, который превышает законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов). Для каждой должности рассчитывается коэффициент соотношения тарифной ставки работника первого разряда.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Кадровик-01"