Пять ошибок при увольнении материально ответственных лиц
Судебная практика свидетельствует, что довольно часто работодатели допускают ошибки, которые дают повод бывшим работникам обратиться в суд. Предлагаем воспользоваться школьным приемом — сделать работу над ошибками.
Как уволить материально ответственное лицо
Ошибка 1. Не увольнять работника пока он не передал ценности
Порядок увольнения материально ответственного работника, безусловно, имеет особенности, но основания и оформление кадровых документов — стандартные, как и для всех других работников. И не имеет значения, кто инициирует увольнение: работник или работодатель.
Организовать передачу ценностей — задача работодателя. Безусловно, на это нужно время. Поэтому работодатель может отказать работнику в увольнении по соглашению сторон «сегодня на сегодня», но не может этого сделать после истечения срока предупреждения об увольнении по собственному желанию. Придется удовлетворить просьбу работника о срочном увольнении, если есть уважительные причины для увольнения по собственному желанию.
Ошибка 2
Не выдавать трудовую книжку или не производить расчет при увольнении, чтобы «стимулировать» уже бывшего работника подписать документы, вернуть ценности или погасить долг
Если работодатель имеет к бывшему работнику финансовые претензии, решать их нужно в судебном порядке.
Штраф за непрацевлаштування осіб з інвалідністю
Кому и как передать ценности
Обстоятельства, при которых нужно передать ценности могут различаться, как и способ их передачи. Однако при любых условиях в увольнении или смене материально ответственного лица проводят инвентаризацию.
Ошибка 3
Передавать ценности другому лицу по акту без проведения инвентаризации
Инвентаризация — единственный способ:
- установить, какие ценности должны быть переданы и в каком количестве;
- зафиксировать фактическое количество имеющихся ценностей.
При смене материально ответственного лица инвентаризация ценностей обязательна (абзац 4 п. 7 Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина Украины от 02.09.2014 № 879; далее — Положение). Это условие включают и Правил внутреннего трудового распорядка.
Работодатель проводит инвентаризацию не только ради соблюдения требований законодательства. Прежде всего, это способ защиты финансовых интересов предприятия. Если во время инвентаризации комиссия обнаружит недостачу, предприятие будет иметь основания для возмещения в судебном порядке убытков, причиненных бывшим работником.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяют в приказе по административно-хозяйственным вопросам. В приказе фиксируют, в частности, состав комиссии, срок предоставления на утверждение руководителю предприятия результатов инвентаризации, условие об обязательном присутствии материально ответственного лица.
Обобщенных моделей передачи ценностей две, и ни одна не нормирована законодательством. Первая — кандидата на должность, которая высвобождается, еще не нашли. Вторая — уже является другое лицо, готова приступить к работе на следующий день после увольнения предшественника.
Рассмотрим первую модель. Понятно, что работу, связанную с обслуживанием ценностей не поручишь первому попавшемуся. Поэтому поиск кандидата может занять определенное время. При таких условиях стоит поискать замену среди работников предприятия.
Ошибка 4
Ценности передают другому работнику по акту, так сказать, на хранение, а не поручают выполнение дополнительной работы на условиях совмещения
Ценности передают другому работнику по акту, так сказать, на хранение, а не поручают выполнение дополнительной работы на условиях совмещения.
Представим, что на предприятии два состава и два кладовщики. Один кладовщик освобождается. Кладовщик — лицо материально ответственное, поэтому передать ему ценности — решение правильное. Однако факт передачи ценностей только обеспечит их сохранность, а не обяжет кладовщика выполнять работу на двух должностях. На время поиска кандидата на должность выполнение работы по другой должности кладовщика нужно поручить на условиях совмещения.
Такая ошибка может дорого стоить работодателю. Законодательство позволяет работодателю заключать договор не со всеми работающими на предприятии (см. ст. 135-1 КЗоТ, постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 № 447/24). Если договор заключить с работником, должность (выполняемая работа) которого отсутствует в перечне, изложенном в указанном постановлении, работодатель не сможет привлечь работника к полной материальной ответственности.
Как выйти из такой ситуации? Первый вариант — инвентаризационная комиссия может принять ценности по акту, опечатать помещение. После заключения договора (как с сотрудником предприятия, так и с новопринятым лицом) комиссия сможет передать ценности.
Второй вариант — ввести главному бухгалтеру или другому работнику бухгалтерской службы совмещение в должности кассира. В таком случае по совмещаемой должности сможете заключить договор.
Порядок заключения трудового договора
Какой же должна быть процедура? Минсоцполитики в письме от 24.07.2013 № 8117/0/14-13/06 обращает внимание, что до принятия на должность другого лица, нужно уволить того, кто ее занимает, и предлагает такую последовательность действий:
- до увольнения материально ответственное лицо передает ценности другому работнику по акту;
- руководитель предприятия издает приказ о временном назначении этого сотрудника (как правило, он должен принадлежать к той же категории персонала). С работником заключают договор и передают ему ценности по акту;
- принимают на работу нового работника, заключают с ним договор. Временно назначен работник передает ценности принятым по акту.
В такой ситуации придется провести инвентаризацию дважды и составить два акта.
Алгоритм действий будет таким:
ШАГ 1 | Определяем работника, который будет исполнять обязанности |
ШАГ 2 | Получаем согласие работника на выполнение дополнительной работы на условиях совмещения |
ШАГ 3 | Проводим инвентаризацию, работник, который увольняется, передает ценности другому работнику предприятия по акту |
ШАГ 4 | Оформляем увольнение материально ответственного работника |
ШАГ 5 | Поручаем другому работнику выполнение дополнительной работы на условиях совмещения |
ШАГ 6 | Заключаем договор |
ШАГ 7 | Находим нового постоянного работника |
ШАГ 8 | Проводим инвентаризацию |
ШАГ 9 | Отменяем совмещение |
ШАГ 10 | Принимаем нового постоянного работника |
ШАГ 11 | Заключаем договор |
ШАГ 12 | Работник, который совмещал должность передает ценности по акту |
Если уже подобрали преемника на должность материально ответственного лица, что освобождается, процедуру можно упростить.
Ошибка 5. В последний день работы увольняющегося работника, ценности передают лицу, которая еще не принята на работу
Нельзя передавать ценности и заключать договор с лицом, которое не работает на предприятии.
Перед увольнением работник передает по акту ценности комиссии, которая проводила инвентаризацию. Помещения, где хранятся материальные ценности (сейф с денежными ценностями), комиссия опечатывает. На следующий день после увольнения предыдущего работника, принимают нового и передают ценности ему.